День торговли 2022
День торговли 2022
23 июля отмечается День торговли, и наш сегодняшний рассказ о старшем продавце магазина «Шанс» ОПТ №15 СПК «Окинский» Елене Александровне Исаковой.
Как и многие её ровесники в то время, Елена Александровна окончила черемховское Кулинарное училище по профессии продавец промышленных и продовольственных товаров. Училась она по направлению от ОРСа Леспромхоза, где её мама работала директором магазина. Родом Елена Исакова из ныне не существующего уже села Григорьевск, родители родом тоже из сельской местности. После учёбы Елену Александровну направили на работу в торговый киоск, что располагался возле птицефабрики, где она проработала пять лет. В 1988 году прошла курсы повышения квалификации на заведующего магазином продовольственных товаров. А через год руководитель птицефабрики Владимир Волошин предложил ей и всему коллективу киоска перейти к ним на работу.
Когда Елена Исакова начинала работать, в стране был дефицит, в магазинах и товара-то толком не было. Сейчас на прилавках есть всё, и работы у продавцов с каждым годом становится всё больше и больше, в соответствии с новыми приказами и постановлениями. Стала сложнее документация, появились отчёты продаж и много других документов. Раньше на птицефабрике по льготным ценам для работников отпускали только яйцо и кур, а сейчас 12 позиций на отоварке. А в целом на прилавке магазина «Шанс» около 200 наименований с логотипом СПК «Окинский»
«Я начинала работать на кассовом аппарате «Ока» - это сумматор с ручкой, которую надо крутить, чтобы посчитать итог, - вспоминает Елена Александровна. – Сейчас современное оборудование, на нём работать гораздо удобнее и быстрее, но есть и свои нюансы, когда, например, интернет подводит и мы не можем провести товар, то происходят не значительные, но задержки и мы не можем сразу отпустить покупателя. Раньше во время большого наплыва, особенно перед Новым годом, мы втроём выскочим к прилавку, на листочек запишем, что продали, а позже пробьём. На кассах девяностых годов пробивалась только цена, а сейчас проходит каждое наименование, и такой способ уже не работает».
У Елены Александровны были хорошие наставники: главный экономист Альбина Петровна Волошина и начальник торгового отдела Надежда Михайловна Бабанская. Они требовали от продавцов, чтобы те всегда рассказывали про продукцию, знали на зубок состав и разъясняли покупателю. Ведь есть большая разница между колбасой из говядины высшего сорта и колбасой из курицы. Вообще с «окинской» продукцией работать легко – качество на уровне, соблюдаются ещё советские ГОСТы. Если покупатель попробовал, то почти наверняка стал постоянным клиентом. Научили наставники и тому, что товар нужно заказывать грамотно, чтобы в магазине не было пустых полок. Опытные продавцы всегда знают, когда ждать наплыва покупателей и заказыват сверх обычного, например, 100 литров молока, чтобы удовлетворить весь спрос. Магазин «Шанс» открывается в восемь часов утра, и с первых минут уже покупатели – к этому нужно быть готовыми. И сейчас уже Елена Александровна учит молодых продавцов всем премудростям работы. В том числе и развеивать мифы у покупателей, ведь многие не хотят брать яйцо третьей категории или ещё мельче, но на самом деле оно гораздо полезнее, потому что от молодых курочек и содержит больше витаминов и питательных веществ.
Раньше магазин на «Окинском» располагался в пристрое к столовой, где работали всего два продавца, но с увеличением товарооборота места стало категорически не хватать, и в 2000 году построили новый магазин с названием «Шанс». Здание удобное, светлое, имеются склад и бытовые помещения. В новом магазине увеличился и штат сотрудников – до семи человек. Позже в связи с автоматизацией количество продавцов сократилось. «Мне кажется, что это неизбежный процесс, и со временем количество продавцов будет всё уменьшаться и уменьшаться, - говорит Елена Исакова. – Сейчас всё больше входят в обиход доставка на дом, интернет-торговля и большие супермаркеты, которые продают очень много товаров при не очень большом штате. Особенно молодёжь всё меньше ходит по магазинам. Очередей, как раньше, тоже не наблюдается. Но полностью от продавцов не откажутся никогда, я уверена!»
Сейчас вместе с грузчиком штат «Шанса» составляет четыре человека. Это дружный, давно сработавшийся коллектив, в котором никому особых указаний давать не надо. Сотрудники советуются друг с другом, и вообще отношения почти семейные. Елене Александровне очень интересно работать с молодёжью, с ними и она себя чувствует молодой! Не только она учит чему-то молодых сотрудников, но и они её. Когда в рабочий процесс ввели компьютеры, Елена Александровна думала, что никогда его не освоит и даже собиралась увольняться, но молодые коллеги и товароведы успокоили, помогли освоить современную технику, и работа продолжилась!
Конечно, возраст у Елены Александровны уже не юный и работать становится тяжело, особенно летом, когда жарко. Но она заботится о своём здоровье: раньше ходила в группу здоровья на аэробику при «Окинском», занимались после работы. До недавнего времени Елена Исакова посещала и бассейн. Она замужем, двое взрослых детей, четверо внуков. Конечно, возникают мысли о приближающейся пенсии. Муж говорит: «Тебе нужно больше отдыхать», но тут же добавляет: «Но ты же не сможешь сидеть дома – тебе нужно общение. Как ты будешь жить без работы?». Просто супруг видит, как в выходные Елена Александровна по телефону советует своим коллегам, сколько и каких товаров заказывать в магазин. Сама же наша героиня вовсе не считает, что у неё слишком тяжёлая работа, а вот общение играет большую роль. Да и руководство «Окинского» очень ценит знающего и надёжного сотрудника, по-настоящему старшего продавца, что постоянно на телефоне и постоянно присматривает за ходом торговли. А что дома делать? Летом, конечно, на даче работы хватает, а зимой? Но когда-то всё равно нужно будет уступить место молодым. А пока… Ну, а пока Елена Исакова передаёт опыт и сама учится чему-то новому.